Наш адрес: 350020, г. Краснодар, ул. Красная, 178

Контакт-центр: 8-800-200-60-50

 

«Трудно, но интересно», «Медицинский вестник» №28(533), от 15 октября 2010 г.

Трудно, но интересно

 

Пока эксперты и законодатели обсуждают, в каком виде должен быть утвержден закон "Об обязательном медицинском страховании" и что он реально изменит в организации отечественного здравоохранения, в регионах продолжают работать и в меру сил и возможностей совершенствовать российское ОМС. О своем отношении к реформам и нюансах организации работы с застрахованными в интервью корреспонденту "МВ" Ольге Лутовиной рассказала исполнительный директор Краснодарского ТФОМС Наталья Николаевна Стадченко.

__________________________________________________________________

 

- Закон "Об обязательном медицинском страховании" принят в первом чтении, сейчас идет активное его обсуждение и доработка. Что вы можете сказать о сути предлагаемых изменений в системе ОМС?

- Согласно новому законопроекту в России каждому гражданину предоставляется право выбора страховой медицинской организации. Если сейчас за работающего гражданина этот выбор определяет работодатель, то по новому закону гражданин праве сам решить, какой страховой компании он доверяет больше. В тоже время и страховая компания должна будет бороться за расположение к ней самого работника, а не за расположение работодателя. Это принципиально новая ситуация, в которой открывается широкое поле для конкуренции между страховыми компаниями за конкретного пациента.

В проекте закона прописано право пациента на выбор медицинской организации, врача. Оплата за лечение пациентов по полному тарифу по ОМС проявит заинтересованность ЛПУ увеличивать поток пациентов. Чем больше пациентов – тем больше финансовый поток для больницы или поликлиники. А чтобы увеличить поток пациентов в ЛУ необходимо повышать качество обслуживания.

Согласно законопроекту предусматриваются условия для организации единого информационного пространства в системе обязательного медицинского страхования. Предполагается: введение полиса ОМС единого образца, действующего на всей территории Российской Федерации и не требующего замены при смене страховой медицинской организации, и создание единого Регистра застрахованных лиц в Российской Федерации. Для Краснодарского края, как курортного региона, это очень важно. В летний период край принимает большое количество приезжих из других территорий России. И случается так, что в приемные покои лечебных учреждений попадают пациенты, в том числе из других субъектов, прямо с пляжа, улицы, не имея при себе полиса ОМС и не зная названия страховой компании, застраховавшей их. Конечно же, помощь оказывается. И если пациент находился на стационарном лечении, у лечебного учреждения есть время определить его страховую компанию и выставить ей счет, а если больному оказана помощь, и он не нуждался в стационаре, то кто оплатит лечебному учреждению за оказанную медицинскую помощь? При наличии единого Регистра застрахованных лиц РФ это будет сделать проще. И тогда наши курортные лечебные учреждения будут в полной мере получать оплату за лечение пациентов.

- А как в регионе организована работа по защите прав застрахованных граждан?

- Администрацией Краснодарского края уделяется большое внимание развитию здравоохранения в крае, повышению доступности всех видов медицинской помощи и улучшению качества оказываемой медицинской помощи населению. В последние годы Губернатором края Александром Николаевичем Ткачевым перед здравоохранением края поставлена задача усовершенствования контроля качества медицинских услуг, оказанных жителям и гостям нашего края.

В связи с этим специалистами страховых медицинских организаций и Фонда стали проводиться очные экспертизы качества медицинской помощи. Это когда проводится экспертиза не только по медицинской документации, а и с осмотром пациента  в период его лечения.  Именно тогда, когда пациент еще находится в стационаре, можно оперативно откорректировать назначенное лечение и обследование.

Кроме того, в ходе очных экспертиз проводится беседа с пациентами, изучается их удовлетворенность оказываемой медицинской помощью и оперативно решаются возникшие у пациентов проблемные вопросы.

В мае 2008 года для защиты прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи в крае был создан Координационный Совет по защите прав застрахованных граждан в Краснодарском крае. Руководит работой Координационного совета Председатель - Галина Дмитриевна Золина - вице-губернатор Краснодарского края.

Хочу сразу отметить, что деятельность Координационного совета не носит формальный характер. Одним из направлений работы Совета является посещение медицинских организаций.

При посещении медицинских учреждений членами Совета обращается внимание на организацию работы по оказанию медицинской помощи и ее доступности, на организацию и качество лечебного питания, в каких условиях проходят лечение больные, как организовано оказание платных услуг и не ущемляет ли это прав пациентов на получение бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

К работе Координационного Совета при выездах на территории всегда привлекается заместитель главы по социальным вопросам муниципального образования, где расположено ЛПУ. Это позволяет оперативно принимать меры для решения возникших вопросов.

По результатам комиссионных выездов проводится анализ деятельности ЛПУ, даются рекомендации по совершенствованию обеспечения защиты прав граждан при оказании медицинской помощи, оказывается консультативная помощь ЛПУ и осуществляется строгий контроль за устранением выявленных в ходе проверок нарушений.

Часто у пациентов возникают вопросы при получении медицинской помощи в момент обращения в медицинское учреждение, и они не знают, куда им обратиться за помощью. С этой целью уже несколько лет в поликлиниках, амбулаториях, участковых больницах, в женских консультациях Краснодарского края проводятся дежурства представителями страховых медицинских организаций, организованы Посты качества.

В ходе дежурств страховщики не просто отсиживают отведенное на дежурство время, а сами инициируют общение с больными, смотрят, как организована работа регистратуры, есть ли возможность у пациентов предварительно записаться на приём к врачу, особенно из отдалённых населённых пунктов. Одновременно специалисты СМО консультируют по вопросам обязательного медицинского страхования - где можно получить полис ОМС?, какие нужны документы?, как лечиться пациентам с полисами ОМС других регионов РФ?, к кому обратиться, если нарушаются права застрахованного, если предлагают оплатить медицинские услуги? и т.д. В ходе дежурств страховщики проводят выборочные опросы и анкетирование пациентов об удовлетворенности медицинской помощью, результаты доводят до сведения руководителей медицинских учреждений.

Главная задача проводимых дежурств и работы Постов качества - страховщик должен оказать содействие пациенту в получении качественной медицинской помощи в момент обращения в лечебное учреждение.

Уже не первый год Фонд совместно со страховыми организациями проводит встречи с трудовыми коллективами. Главная задача таких встреч- не просто рассказать об обязательном медицинском страховании, а научить граждан пользоваться своими правами. Кроме того, специалисты Фонда рассказывают о деятельности Центров здоровья, о возможности прохождения работниками предприятий дополнительной бесплатной диспансеризации.

- Сколько уже функционирует центров здоровья в регионе?

- В Краснодарском крае уже с 1 декабря 2009 года начали свою работу 13 Центров здоровья, в том числе 4 созданы на базе Центров медпрофилактики, остальные 9 являются структурными подразделениями муниципальных медицинских организаций.

Для финансирования первичной медико-санитарной помощи, предоставляемой Центрами здоровья, в Территориальной программе ОМС Краснодарского края на текущий год предусмотрены средства в сумме 99 млн. руб.

Счета за посещения Центров здоровья поступают в страховые медицинские организации и оплачиваются из средств ОМС.

По состоянию на 1 августа 2010 года в Центрах здоровья прошли профилактические осмотры и получили рекомендации специалистов более 85 тысяч человек.

В настоящее время в крае идет работа по открытию четырех детских Центров здоровья: в городе-курорте Анапа, Курганинском, Темрюкском, Кореновском районах.

- И, пожалуй, последний вопрос: на чем вы сконцентрируете свое внимание в следующем году?

- Уже до конца текущего года все субъекты РФ должны будут включиться в реализацию региональных программ модернизации отрасли здравоохранения, основная цель которых создание такой системы здравоохранения, которая бы соответствовала реальным потребностям населения и способствовала повышению доступности и качества медицинской помощи.

Для того, чтобы Программа заработала с нового года, уже сейчас в крае проводится инвентаризация материально-технической базы медицинских учреждений, включая оценку состояния зданий и уровня оснащенности необходимым оборудованием. Формируется паспорт региона, ключевой раздел которого - целевые показатели эффективности и качества медицинской помощи, характеризующие рост рождаемости, увеличение продолжительности жизни и снижение смертности.

В крае начата разработка стандартов оказания медицинской помощи в анестезиолого-реанимационной службе. На сегодняшний день такие стандарты отсутствуют как на федеральном, так и на региональном уровне.

По инициативе Фонда страховыми медицинскими организациями запланировано одновременное проведение на всей территории Краснодарского края целевой тематической экспертизы оказания медицинской помощи при инфаркте миокарда. Анализ результатов такой экспертизы позволит увидеть слабые места в организации оказания медицинской помощи при сердечно-сосудистой патологии и уделить особое внимание тем предотвратимым причинам смертности населения, на которые можно реально повлиять. Следующим этапом будет совершенствование поэтапного порядка оказания медицинской помощи при инфаркте миокарда.

Планируется запустить проект "Телемедицинская радиологическая информационная система Краснодарского края". Это возможность предоставить высококвалифицированную помощь специалистов ведущих медицинских центров в отдаленных районах края, существенно сэкономить затраты на оказание высококвалифицированной медицинской помощи. Консультирование с коллегами из крупных медицинских центров снимает проблему профессиональной изолированности медицинских работников небольших населенных пунктов. Врачи в процессе регулярного обмена информацией получают дополнительный опыт и знания.

Предстоящий 2011 год- начало модернизации здравоохранения и работы по новым законам. Поэтому следующий год будет наполнен множеством разнообразных дел и событий. Начинать что-то новое – всегда трудно, но интересно.

 

http://kubanoms.ru/press169.html