Наш адрес: 350020, г. Краснодар, ул. Красная, 178 Контакт-центр: 8-800-200-60-50 |
Стандартизация медицинской помощи, программные комплексы для формирования реестров счетов за оказанные медицинские услуги, экспертиза объема и качества оказанной медицинской помощи, анкетирование застрахованных граждан в системе ОМС позволяют повысить уровень получения пациентом доступной, качественной, бесплатной медицинской помощи. | |
Работу по защите прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи Краснодарским территориальным фондом обязательного медицинского страхования ведет совместно с Департаментом здравоохранения края в рамках принятой Территориальной программы госгарантий. Один из механизмов обеспечения работы в этом направлении — дальнейшее совершенствование стандартизации здравоохранения, в частности, разработка стандартов оказания медицинской помощи и организация контроля над их исполнением. Регулярный анализ состояния дел по защите прав застрахованных и взаимный контроль исполнения возложенных законом обязанностей позволяет более эффективно решать задачи по обеспечению и защите прав граждан в системе обязательного медицинского страхования. В Краснодарском крае на базе МИАЦ департамента здравоохранения Краснодарского края создан Совет по стандартизации и сформированы рабочие группы по созданию стандартов оказания медицинской помощи. Был определен перечень стандартов основных нозологических форм, встречаемых в медицинской практике. Сформирована нормативно-правовая база по разработке и утверждению стандартов медицинской помощи (регламент разработки и утверждения стандартов). С мая 2008 года в МИАЦ разработано программное обеспечение, позволяющее формировать стандарты ОМП на основе федеральной номенклатуры работ и услуг в здравоохранении. Данный программный продукт установлен во всех лечебных учреждениях, занимающихся разработкой стандартов. Сегодня "База данных стандартов" включает в себя 235 разработанных стандартов оказания медицинской помощи и 2194 наименования законченных случаев лечения. С 1 января 2009 года введены в тестовую эксплуатацию 174 стандарта оказания медицинской помощи, разработанные на основе федеральной номенклатуры. В данные стандарты разработчиками внесены современные технологии оказания медицинской помощи. Программный продукт представлен следующими разделами: - Введение - Модель пациента -Диагностика - Лечение из расчета длительности (перечень простых, сложных и комплексных услуг) - Фармакотерапия. Введение включает в себя: 1.1 Определение понятия; 1.2 Перечень нормативно-правовых документов, использованных при разработке стандарта; 1.3 Список литературы 1.4 Сведения о разработчиках и рецензентах; Блок "Модель пациента" включает в себя: нозологическую форму, код МКБ — 10, фазу, стадию, осложнение, условия оказания, возрастную категорию, длительность лечения, отклонение (дельта). Блоки "Диагностика" и "Лечение" включают в себя перечень лабораторно-
диагностических услуг закодированных на основе федеральной номенклатуры работ и услуг в здравоохранении с учетом нормативной с учетом длительности лечения по стандарту. Блок "Фармакотерапия" включает: - перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации и перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае, - международное непатентованное наименование препарата, - торговое наименование, - лекарственную форму, - частоту применения, - разовую дозу, - единицу измерения, - путь введения, - кратность и курс. Программный продукт позволяет сформировать стандарт оказания медицинской помощи и рассчитать его стоимость. Произведен расчет одной условной единицы трудоемкости по основным клиническим и параклиническим службам. Осуществлен тестовый расчет стандартов медицинской помощи на примере федерального и регионального стандартов лечения больных с инсультом.Федеральный стандарт потребует в 2,8 раза больше средств на диагностику и курсовое лечение. Например: Лечение больных с инсультом по федеральному стандарту обойдется субъекту в 79,4 тыс. рублей, в том числе, на диагностику и курсовое лечение (без затрат на медикаменты) — 64,9 тыс.руб., а по региональному стандарту — 29,3 тыс.руб., в том числе, на диагностику и курсовое лечение (без затрат на медикаменты) — 19,8 тыс.руб. Потребность в финансовых средствах на выполнение Территориальной программы ОМС, рассчитанной с учетом затрат на лечение по стандартам оказания медицинской помощи, в два раза превышает утвержденную. В сложившейся финансовой обстановке (дефицит Территориальной программы ОМС в 24% от Базовой программы ОМС по базовым статьям расходов) стоимость стандарта оказания медицинской помощи определяется из нормативной длительности пребывания в стационаре и тарифа койко-дня, то есть по "законченному случаю лечения". Расчет стоимости стандарта медицинской помощи, исчисленный через стоимость медицинских услуг, выше, чем рассчитанный по "законченному случаю" лечения. "Законченный случай" лечения в стационаре — один из рекомендуемых ФФОМС способов оплаты медицинской помощи, случай оказания медицинской помощи в объеме, определенном стандартом оказания медицинской помощи, от момента поступления пациента до его выбытия. Оплата оказанной медицинской помощи, несмотря на уровень лечебного учреждения, осуществлялась по единой стоимости. Контроль за соблюдением выполнения стандартов осуществлялся при помощи единой информационной системы, разработанной в крае, которая дала возможность вести регистрацию и учет фактически выполненных диагностических и лечебных услуг по следующим основным направлениям: 1. соблюдение нормативной длительности лечения по законченному случаю; 2. выполнение объема лечебно-диагностических услуг, предусмотренных законченным случаем лечения; 3. обоснованность госпитализации в круглосуточный стационар. 4. профильность госпитализации и стоимость оказанной медицинской помощи (соблюдение профиля койки и примененного тарифа на медицинскую услугу). Для осуществления контроля применения, принятых на территории края стандартов ОМП, предусмотрено предоставление реестров счетов с указанием перечня простых медицинских услуг, выполненных пациенту. В настоящее время работа по стандартизации медицинской помощи продолжается. Специалистами страховых медицинских организаций осуществляется медико-экономический контроль необходимого объема исследований и лечения пациентов в соответствии со стандартами в автоматизированном режиме. Из принятого объема счетов выборочной медико-экономической экспертизе и экспертизе качества медицинской помощи подлежат не менее 10%. В связи с принятием Минздравсоцраз-вития РФ решения по разработке порядка оказания отдельных видов (по профилям) и стандартов медицинской помощи, в крае принята новая кодировка медицинских услуг в соответствии с федеральной номенклатурой работ и услуг в здравоохранении. Результатом скоординированной совместной работы всех участников информационного обмена явились итоги приема счетов в страховые медицинские организации за январь-апрель 2009 года: процент отклоненных счетов составил от 0,2 до 4,0 в разрезе страховых медицинских организаций. По результатам экспертизы в 2008 году уменьшился процент нарушений, связанных с некачественным оказанием медицинской помощи, на 2,2 процента. Уменьшилось завышение объемов на 3,8 процента. Оценивая изменения условий предоставления медицинских услуг и их качества по результатам анкетирования, отмечаются позитивные изменения в оценке пациентами качества медицинского обслуживания и, как следствие, в 2009 году получен более высокий уровень удовлетворенности ими (2008 г.—89%, 2009 г.—93%). По сравнению с 2008 годом, возросло число пациентов, считающих, что качество медицинских услуг, в той или иной степени, улучшилось. Соответственно, ощутимо сократилось и число неудовлетворенных пациентов. Показатель неудовлетворенности качеством проведенного обследования и лечения в стационаре уменьшился по сравнению с 2008 годом на 2% (2008 г.— 5,9%, 2009 г. - 3,9%). Подавляющее большинство опрошенных пациентов (95% — 2009 г., 92% — 2008 г.), находящихся на стационарном лечении, отметили, что ими не оплачивались медицинские услуги в период стационарного лечения, т.е. все услуги в рамках Территориальной программы ОМС были получены ими бесплатно. Санитарно-гигиенические условия медицинских учреждений не устраивают, в среднем по краю, 14,2% пациентов (2008 г. - 20,2%). |
http://kubanoms.ru/press15.html